Организация лечебной и профилактической помощи детям с гинекологическими заболеваниями

Цель занятия: Изучить особенности организации лечебной и профилактической помощи детям с гинекологическими заболеваниями, гигиену девочек, деонтологию в детской гинекологии.

Место занятия: Учебная комната, гинекологическое отделение, детская поликлиника.

Профилактическое направление здравоохранения неразрывно связано с поисками путей оздоровления подрастающего поколения.

В настоящее время совершенно ясно, что многие органические, а тем более функциональные заболевания женских половых органов берут свои истоки с периода детства или полового созревания, а нередко и с внутриутробного периода развития.

Интерес к гинекологии детей и подростков в настоящее время отвечает насущным требованиям научной и практической медицины и является ярким примером профилактического направления здравоохранения. Наша страна была одной из первых стран в мире, где начал развиваться данный раздел гинекологии.

Единичные работы по физиологии периода полового созревания относятся еще к прошлому веку, но быстрое и плодотворное развитие гинекологии детей и подростков стало возможным в связи с развитием перинатальной медицины, гинекологической эндокринологии, внедрением в практику гормональных, электрофизиологических и генетических методов исследования, изучением физиологии и патологии периода полового созревания—этого очень важного этапа формирования функциональной активности репродуктивной системы женщины.

В СССР впервые в 1955 г. по инициативе А.Ю. Лурье при акушерско-гинекологической клинике Киевского медицинского института был создан диспансер гигиены и физического развития девочек, работу которого возглавила Ю.А. Крупко-Большова. В 1956 г. по инициативе А.И. Петченко выделяются койки при гинекологическом отделении Ленинградского педиатрического медицинского института, куда госпитализируются девочки и подростки, страдающие гинекологическими заболеваниями.

В 1957 г. на X Всесоюзном съезде акушеров-гинекологов был поставлен вопрос о необходимости организации помощи детям и подросткам при гинекологических заболеваниях, и в 1959 г. в Москве во Всесоюзном институте акушерства и гинекологии МЗ СССР было организовано отделение детской гинекологии. К этому же времени относятся организация кабинетов, выделение коек для девочек с гинекологическими заболеваниями в Ленинграде, Ростове-на-Дону.

В настоящее время гинекология детей и подростков имеет «прописку» во всех республиках, к ней привлекается все больше внимания во всем мире. Уже в 1973 г. на VII Международном конгрессе акушеров-гинекологов в Москве детская гинекология была одним из программных вопросов. Конгресс показал, что организационными формами специализированной гинекологической помощи детям и подросткам занимаются в основном в нашей стране и социалистических странах.

В настоящее время в нашей стране накоплен значительный опыт по развитию и усовершенствованию специальных методов исследования, диагностики и терапии различных заболеваний у детей и подростков и назрела необходимость унифицирования организационных форм профилактической и лечебной помощи им при гинекологических заболеваниях.
Опыт развития гинекологии детей и подростков показал, что в связи с анатомо-физиологическими особенностями репродуктивной системы у девочек заболевания у них отличаются как по распространенности, так и по течению.

Анализ структуры заболеваемости по возрастам свидетельствует о том, что вульвовагиниты преимущественно встречаются в нейтральном периоде детства, в то время как нарушения менструальной функции являются основной патологией пубертатного периода. Многолетний опыт работы по гинекологии детей и подростков позволяет считать наиболее действенной и рациональной систему организации профилактики и лечения гинекологических заболеваний у детей и подростков, состоящую из 3 ступеней:

1-я ступень — работа в детских яслях, садах, школах, интернатах, средних специальных учебных заведениях, детских санаториях;

2-я ступень — районные кабинеты гинекологии детей и подростков;

3-я ступень — специализированные гинекологические стационары и консультативные кабинеты при них.

Кресло гинекологическое детское

Основными задачами 1-й ступени являются: широкая санитарно-просветительская работа среди девочек, родителей и педагогов, профилактические осмотры и первичное выявление девочек, которых необходимо более подробно обследовать у гинеколога.

Важным моментом работы на 1-й ступени является санитарно-просветительская работа, проводимая специалистами по гинекологии детей и подростков или прошедшими специальную подготовку педиатрами, школьными врачами среди девочек, родителей и педагогов. В беседах необходимо знакомить их с анатомо-физиологическими особенностями организма девочек и девушек, обучать правилам специфической гигиены девочек и рассказывать о простейших правилах профилактики и проявлениях гинекологических заболеваний у детей. Большое внимание должно уделяться моральному воспитанию, формированию чувства девичьей гордости и чести. Основная роль в этом вопросе отводится педагогам и родителям, но в своей работе они должны опираться на помощь гинеколога.

Большое значение имеет просветительная работа по правильному воспитанию будущей женщины, которая уже проводится во многих школах и детских коллективах. При этом обращается внимание на черты характера, присущие женщине-матери, на всеобщее уважение, которым окружена в нашей стране женщина, на ее равноправие и возможность работать во всех отраслях народного хозяйства. Одновременно с этим необходимо подчеркивать, что женщина выполняет еще очень важную миссию—миссию продолжения рода и что девочка должна себя готовить к выполнению этой функции с детства.

Целесообразно и среди юношей проводить соответствующие беседы с объяснением роли женщины в нашем обществе в целом и в каждой отдельной семье.

Для осуществления санитарно-просветительной работы необходимо шире использовать диафильмы, альбомы, различные наглядные пособия и другие средства популяризации.

Санитарно-просветительная работа должна иметь различный характер, объем и иллюстративность информации в зависимости от контингента слушателей:

  1. родители,
  2. педагоги и воспитатели,
  3. сами девочки.
  1. Среди родителей девочек (желательно матерей и отцов) санитарно-просветительная работа начинается с первых дней жизни ребенка и заключается в рассказе о правильном строении наружных половых органов девочки и разъяснении необходимости рационального ухода за ними по мере ее роста; родителей знакомят с анатомо-физиологическими особенностями организма девочки в различные возрастные периоды, обращают особое внимание на период полового созревания, обучают их специфическим правилам гигиены девочки и девушки, рассказывают об организации правильного режима труда и отдыха, закаливании организма, значении правильного питания, знакомят родителей с мерами профилактики ряда заболеваний, способных отразиться на физическом и половом развитии девушки, на ее будущей детородной функции. При этом нужно подчеркнуть необходимость более бережного отношения к девушке в указанный период, когда она особо ранима психологически и физически и когда грубое обращение, неблагоприятные взаимоотношения в семье, различные стрессовые ситуации могут нанести непоправимый вред здоровью будущей женщины-матери.
  2. Среди воспитателей и педагогов санитарно-просветительная работа не менее важна, чем среди родителей. Особое значение отводится роли педагогов с 5-го по 10-й класс, когда происходит становление и закрепление функций репродуктивной системы женского организма. Квалифицированные, заранее обсужденные с гинекологом или школьным врачом, проводимые с их участием беседы об анатомо-физиологических особенностях женского организма в различные возрастные периоды, о половом воспитании трудно переоценить.
  3. Характер санитарно-просветительной работы среди девочек обусловлен прежде всего возрастом. В первые 3-8 лет жизни девочки следует закрепить навыки или обучить ее выполнению правил гигиены с обращением внимания на гигиену наружных половых органов (под контролем, а в начале и с участием матерей и воспитателей). В возрасте 9-13 лет девочек знакомят с анатомо-физиологическими особенностями их организма, с менструальной функцией, учат ведению менструального календаря, правилам гигиены во время менструаций. Обращают внимание девочек на значение режима отдыха, питания, физкультуры, гигиены одежды. В возрасте 14-17 лет знакомят с физиологией женского организма, сущностью детородной функции, фиксируют внимание на вреде преждевременной половой жизни, опасности аборта, возможных осложнений для здоровья как девушки, так и ее будущего потомства. В этом возрасте девушек надо познакомить и с профилактикой гинекологических заболеваний и откровеннее знакомить с возможными последствиями (в нравственном, медицинском и социальном аспектах) ранней половой жизни.

Все беседы с девочками и девушками целесообразно проводить в небольших группах или индивидуально, что дает возможность более тесного контакта с ними и делает беседу доходчивой.

В задачи 1-й ступени входят и профилактические осмотры с выявлением девочек, которых следует обследовать у специалистов по гинекологии детей и подростков. Согласно нашим данным, при профилактических осмотрах для последующего обследования у гинекологов отбирается 8-10% осмотренных девочек. В зависимости от возраста осматриваемых обращают внимание на возможность определенного вида патологии. Так, до 8-10 лет наиболее распространены вульвовагиниты (на эту возрастную группу падает более 90 % всех заболеваний вульвовагинитами). В этом же возрасте не следует забывать о преждевременном половом созревании и о синдроме дисгенезии гонад.

В период полового созревания основное внимание обращается на характер физического и полового развития (с учетом современных критериев), на время появления вторичных половых признаков, менархе. Запоздалое половое развитие различного генеза, «стертые» формы вирилизации, нарушения менструальной функции по типу кровотечений, гипоменструального синдрома, аменореи должны привлекать внимание врача для постановки своевременного диагноза и лечения.

Кроме сбора анамнеза и осмотра, для своевременного выявления возможных эндокринных нарушений могут быть использованы наглядный графический метод анализа и трактовка результатов антропометрического обследования девочек и девушек. С этой целью целесообразно в медицинской карточке девочки иметь морфограмму и на ее сетку наносить ежегодные данные роста, окружности грудной клетки, суммы размеров таза.
Данные морфограммы должны заноситься в медицинскую карту девочки в динамике.
Сопоставление ежегодных морфограмм, нанесенных на одну сетку, позволяет своевременно выявить начинающиеся отклонения в развитии (появление изломов, более резкая их выраженность). Ухудшение показателей морфограмм позволяет, не прибегая при массовых осмотрах к гинекологическому обследованию девочек, выделить тех, для которых более детальное специальное обследование оказывается уже необходимым.

2-я ступень — кабинеты гинекологии детского и юношеского возраста, организованные, как правило, при районных детских поликлиниках, или (что хуже) при районных женских консультациях. Опыт показывает большую целесообразность работы их в детских поликлиниках, в то время как базовые консультативные кабинеты надо организовывать при крупных акушерско-гинекологических учреждениях.

Задачами 2-й ступени являются диагностика и лечение в условиях поликлиники, направление в стационар, наблюдение после выписки из стационара, руководство работой 1-й ступени при активном участии в санитарно-просветительной работе и профилактических осмотрах.

Учитывая системность организации профилактической и лечебной помощи, нормативы работы районного детского гинеколога должны исходить из всех видов его работы: диагностической, лечебной, методической, санитарно-просветительной, профилактических осмотров, систематического повышения квалификации в области гинекологии детей и подростков. Последнее предусматривает его участие один раз в 3-4 недели в приеме врача в базовых кабинетах детской гинекологии и стажировку в стационаре на рабочем месте.

3-я ступень — специализированные гинекологические стационарные отделения и консультативные поликлинические кабинеты при них. Задачами 3-й ступени являются диагностика и лечение в стационаре, руководство районными детскими гинекологами, подготовка кадров, научно-исследовательская и организационно-методическая работа. 
Кроме диагностики и лечения девочек и девушек с гинекологическими заболеваниями, большое значение имеет в работе 3-й ступени подготовка кадров, причем это касается не только подготовки детских гинекологов при помощи стажировки на рабочих местах, организации семинаров по детской гинекологии, но и участия в педагогическом процессе среди преподавателей и студентов. Уже сейчас во многих вузах страны читаются 2-3 обязательные лекции по гинекологии детей и подростков (в ЦИУ, ЛПМИ, на V курсе лечебных факультетов и курс лекций на педиатрических факультетах медицинских вузов). Следует предусматривать в программе практических занятий и в ЦИУ, и на V курсе (по гинекологии) 2-3 занятия по половому воспитанию, воспалительным заболеваниям девочек и девушек, нарушению полового развития.

Большое значение имеет научно-исследовательская работа на уровне 3-й ступени. В связи с этим возникает вопрос: где открывать отделения гинекологии детей и подростков — в детских больницах или крупных акушерско-гинекологических учреждениях? С одной стороны, создание отделения гинекологии детей и подростков при клинических детских больницах города представляется более рациональным в организационном отношении, так как обеспечивает систематическую консультацию больных педиатрами разных профилей и своевременную консультацию гинеколога во всех отделениях больницы. Размещение гинекологического стационара в детской больнице упрощает и решение вопросов организации питания по детскому рациону, воспитательной работы, руководства выполнения школьных заданий, обеспечения бельем, мебелью, и т. д. С другой стороны, учитывая, что гинекология детей и подростков является неразрывной частью гинекологии вообще и в основе ее лежит профилактика нарушений менструальной и генеративной функций, гинекологической заболеваемости взрослой женщины, для более плодотворного осуществления этой основной задачи гинекологии детей и подростков научно-исследовательская работа должна осуществляться пока в системе крупных акушерско-гинекологических учреждений или научно-исследовательских институтах охраны материнства и детства. По мере подготовки (предпочтительно из педиатров) высококвалифицированных кадров детских гинекологов такие отделения могут быть организованы в крупных детских больницах, где имеются хирургическое, урологическое и обязательно эндокринологическое отделения.

Широкое внедрение в практику советского здравоохранения специализированной гинекологической помощи детям и подросткам, как показывает опыт работы поликлинических кабинетов и стационаров, способствует раннему выявлению и своевременному лечению у них гинекологических заболеваний.

В настоящее время, когда накопился опыт по гинекологии детей и подростков, целесообразна организация диспансерного наблюдения за девушками с ювенильными маточными кровотечениями, нарушениями полового развития, пороками развития гениталий, так как они составляют группы высокого риска нарушений менструальной и генеративной функций и различных гинекологических заболеваний в репродуктивном периоде.

Опыт создания трехступенчатой специализированной помощи девочкам и девушкам свидетельствует об оптимальных возможностях снижения гинекологической заболеваемости у детей и подростков и является основой профилактики нарушений менструальной, генеративной функций и гинекологических заболеваний женщины репродуктивного возраста.

Гинекологическое отделение. Детский стационар

Hosted by uCoz